100-ЛЕТИЕ ЦАГИ В ИСТОРИИ: самолет Ил-18



В июле 1957 года четырехмоторный турбовинтовой пассажирский самолет Ил-18 совершил первый перелет — из Москвы на авиационную базу в г. Жуковском. Авиалайнер, сконструированный и испытанный в рекордные сроки — эскизный проект был утвержден всего годом ранее, — со временем вошел в число самых надежных и долговечных.

Летательный аппарат предназначался для авиалиний средней протяженности. В 1950-е годы, на фоне растущего спроса на пассажирские авиаперевозки, Ил-18 сумел зарекомендовать себя как комфортный и экономичный лайнер и в результате стал самой массовой моделью в своем классе.

Первый вариант Ил-18 — с поршневыми двигателями — в ОКБ Ильюшина разработали еще в 1946 году, но быстро развивавшаяся пассажирская авиация требовала большие и быстрые машины, и в 1954 году перед конструкторами была поставлена задача создать массовый лайнер с турбовинтовыми двигателями, цена билета на который обойдется пассажиру не дороже, чем железнодорожный билет в купе. Эскизный проект Ил-18 получил одобрение в августе 1956 года, а спустя месяц стартовала постройка первого опытного экземпляра. Воздушное судно обладало высокими для того времени летно-техническими характеристиками и могло перевозить 75 человек.

Серийной моделью стал Ил-18Б, уже в 1959 году совершивший два первых пассажирских рейса по маршрутам «Москва—Адлер» и «Москва—Алма-Ата».

Ученые ЦАГИ внесли значимый вклад в разработку летательного аппарата. Здесь Ил-18 прошел исследования на прочность, а еще специально для его испытаний на повторные нагрузки в институте соорудили гидробассейн. Кроме того, специалисты ЦАГИ провели комплексные исследования по аэродинамике на всех режимах полета, выдали рекомендации по профилям и механизации, исследовали характеристики горизонтального оперения, гондол в хвостовой части фюзеляжа и изучили характеристики авиалайнера в вертикальной штопорной аэродинамической трубе.

Аэродинамическая компоновка крыла Ил-18, составленного из профилей, разработанных в ЦАГИ, обеспечивала плавное развитие срывных явлений при выходе самолета на критические углы атаки. При этом практически исключались такие опасные явления, как сваливание на крыло и самопроизвольный переход в штопор. Помимо этого, при приближении к критическим углам атаки оперение самолета начинало вибрировать, как бы предупреждая летчика о выходе на недопустимый режим полета.

Еще одним важным этапом стало исследование Ил-18 специалистами ЦАГИ с помощью нового комплекса расчетных и экспериментальных методов определения динамических нагрузок на самолет при взлете и посадке. Полученные результаты были использованы в ОКБ.

С момента создания самолет совершил множество внутренних и международных рейсов и получил ряд модификаций, отличавшихся более совершенным пилотажно-навигационным оборудованием, повышенным уровнем комфорта и даже предназначением. Среди них патрульные, грузовые, военные машины. Один из аппаратов Ил-18В даже приспособили для полетов в Антарктиду.

Авиалайнер находился в серийном производстве с 1959 до 1978 год. Всего было построено более 700 экземпляров. На Ил-18 установлено 20 мировых рекордов дальности полета и высоты.







Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Президент Туркмении провел заседание Совета безопасности в пустыне

Интервью с генеральным директором АО «НИИ Вектор» Сергеем Скорых

Делегация НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» встретилась с зарубежными партнерами в рамках авиасалона в Ле Бурже