Транспортный узел в Сибири: связать Европу и Азию через Красноярск

аэропорт Красноярск
:: Аэропорт Красноярск

Располагаясь на пересечении Европы и Азии, Россия создает для авиакомпаний уникальные возможности выхода на новые рынки. Однако расширение маршрутной сети невозможно без необходимого уровня развития инфраструктуры. В рамках взаимовыгодного сотрудничества, а также выполнения поручения президента Российской Федерации расширить сеть межрегиональных регулярных пассажирских авиационных маршрутов, минуя Москву, национальный перевозчик "Аэрофлот" летом 2020 г. планирует запустить работу транспортного узла-хаба в международном аэропорту Красноярска (ранее Емельяново).

Красноярский край, "Аэрофлот" и аэропорт Красноярск подписали соответствующее соглашение 29 марта 2019 г. За счет удобного географического положения города крупнейшая российская авиакомпания сможет обеспечить трансфер между городами Уральского, Сибирского, Южного федеральных округов, а также в Китай и другие пункты Азии. Для флагманского перевозчика международный аэропорт Красноярска станет вторым базовым, в нем будут базироваться современные самолеты, включая российские Superjet 100. Сегодня "Аэрофлот" базируется лишь в одном аэропорту — московском Шереметьево.

В ноябре 2018 г. совет директоров утвердил новую стратегию развития группы "Аэрофлот" до 2023 г. с названием "100 миллионов пассажиров к 100-летию Аэрофлота". В стратегии развития крупнейшей группы авиакомпаний РФ фигурирует и Международный аэропорт Красноярска. Хаб в крупном экономическом и промышленном центре Сибири — Красноярске — один из четырех региональных транспортных узлов, которые собирается запустить "Аэрофлот". Три других появятся в Сочи, Новосибирске и Екатеринбурге.

"Развитие хаба на базе красноярского аэропорта позволит расширить маршрутную сеть прямых регулярных рейсов из краевой столицы, повысить мобильность населения и будет способствовать связанности субъектов Российской Федерации", — отметили в "Аэрофлоте". 

Планируется, что уже к 2023 г. авиакомпания будет перевозить через хаб в Красноярском аэропорту около 1 млн пасс./год. Достижение предполагаемых объемов перевозок позволит воздушной гавани продемонстрировать существенный рост производственных показателей — по итогам 2018 г. всего услугами аэропорта Красноярска воспользовалось чуть более 2,5 млн. чел. Таким образом, планы по увеличению пассажиропотока после запуска транспортного узла звучат солидно.

В течение пяти лет "Аэрофлот" также собирается нарастить общий пассажиропоток, причем в два раза — национальный перевозчик вместе с остальными компаниями группы ("Россия", "Победа" и "Аврора") собирается увеличить пассажиропоток с 55,7 млн до 100,0 млн чел.

Второй базовый аэропорт может помочь перевозчику существенно оптимизировать рейсы и расширить маршрутную сеть.

Почему хаб появится именно в столице Сибири?

Согласно стратегии социально-экономического развития Красноярского края до 2030 г., столица региона сильно преобразится. Красноярский экономический форум, Универсиада и ряд других значимых событий позволяют региону активно развиваться и обеспечивают прирост туристического потока.

На протяжении последних лет в целом по региону наблюдается активный экономический рост — начата реализация масштабных инвестиционных проектов, что, безусловно, не может не заинтересовать бизнес.

При выборе места для построения международного хаба прежде всего необходимо изучать потенциал международных транзитных перевозок, которым обладает тот или иной город. Принципиально важным вопросом тут является географическое положение. Международный аэропорт Красноярск (код IATA: KJA) — один из важнейших авиатранспортных узлов Сибири и Дальнего Востока, стратегический транзитный узел в воздушном сообщении между Европой и Азией. Кратчайший путь между многими городами в этих частях света пролегает через Красноярск или поблизости. К примеру, турист из Китая может полететь в столицу Германии или Франции со стыковкой в красноярском аэропорту, сэкономив деньги и почти ничего не теряя по времени.

Таким образом, создание хаба в Емельяново поможет "Аэрофлоту" нарастить транзитный пассажиропоток, что должно способствовать реализации стратегии развития авиакомпании и открыть для перевозчика дополнительные рынки.

Для перевозчика при выборе базового аэропорта, а тем более хаба, также важны и инфраструктурные возможности воздушной гавани.

"Полтора года назад у нас открылся очень хороший аэропорт, который я могу назвать одним из самых изящных аэропортов страны. Он должен жить и развиваться, а для этого требуется надежный базовый перевозчик. И мы благодарны компании "Аэрофлот" за решение о создании хаба именно на территории Красноярского края. Сегодня во главу угла поставлена тема Енисейской Сибири — огромной территории, которой необходима надежная транспортная система. В создании хаба я вижу перспективы увеличения доступности территории края, российских регионов, стран ближнего и дальнего зарубежья, а также создания рабочих мест и дополнительных сервисов", — отметил губернатор Красноярского края Александр Усс.

:: Аэропорт Красноярск

Готов ли аэропорт стать хабом?

Международный аэропорт Красноярска пока занимает 15-е место по пассажиропотоку среди всех российских аэропортов. В прошлом году услугами воздушной гавани впервые воспользовалось более 2,5 млн чел., что на 12,6% больше, чем в 2017 г. Ожидается, что после ввода в строй нового терминала пассажиропоток аэропорта увеличится на 40%.

Проверить возможности аэропорта также помогла проходившая в марте 2019 г. Универсиада. Так, за время соревнований аэропорт принял 747 рейсов и выпустил 751 — около 600 региональных и более 100 международных. За несколько дней через воздушную гавань прошло более 130 тыс. чел. которые перевезли 1300 т грузов, большая часть из которых были негабаритными.

В период Универсиады на базе бывшего терминала внутренних рейсов в Емельяново был открыт терминал повышенной комфортности для VIP-пассажиров. "Сейчас проект находится на последней стадии реализации: к концу года панируется открытие гостиницы на базе этого терминала", — отметили в аэропорту Красноярска.

Пропускная способность аэровокзального комплекса составляет 1300 чел./ч. В год, по оценке представителей аэропорта, воздушная гавань может принимать до 5 млн пасс. ВПП воздушной гавани позволяет обеспечивать взлет-посадку воздушных судов в соответствии с требованиями II категории ICAO, а также у Красноярска есть европейский сертификат по стандартам Part 145.

Однако известно, что на создание в аэропорту международного хаба будут брошены дополнительные силы. Как сообщал ранее Александр Усс, инвестиции в проект оцениваются в 35 млрд руб. Глава края отмечал, что новый транспортный узел значительно увеличит пассажиропоток воздушной гавани и позволит открыть по меньшей мере восемь ежедневных рейсов "Аэрофлота" в восточном направлении.

Какие еще преимущества получит "Аэрофлот"?

Учитывая ориентир авиакомпании "Аэрофлот" именно на международную воздушную гавань, стоит отметить, что кратчайшие пути для международного транзита, интересующие перевозчика, проходят, например, значительно восточнее и севернее, чем расположен Екатеринбург, который ранее также претендовал на то, чтобы стать хабом. Становится понятно, почему именно Корасноярск был выбран перевозчиком в качестве ключевой точки развития.

С развитием сибирского хаба "Аэрофлот" станет еще более эффективным конкурентом международных авиакомпаний, специализирующихся на транзитных перевозках, таких как Finnair, Emirates, Etihad, Qatar Airways, а также перевозчиков Турции. Однако преимуществом "Аэрофлота" по сравнению с компаниями Ближнего Востока будет более короткий, а следовательно дешевый, перелет из Азии до хаба.

Для реализации конкурентных преимуществ авиакомпании будет необходимо наладить прямое авиасообщение с городами Европы и обеспечить загруженность рейсов. 

Флот и расчет авиакомпании

По словам главы "Аэрофлота" Виталия Савельева, на начальном этапе в Красноярске будут базироваться среднемагистральные самолеты Boeing 737 и российские региональные реактивные Superjet 100. Гендиректор международного аэропорта Красноярска Андрей Метцлер подчеркивает, что действующая аэропортовая инфраструктура не потребует дополнительных инвестиций для обслуживания новых самолетов "Аэрофлота" и увеличивающегося пассажиропотока. По его словам, сегодня действующие ангары и инфраструктура для техобслуживания судов загружены на 30–50%, поэтому в новых мощностях потребности нет.

Это создает дополнительное удобство как для компании, так и для пассажиров. "Аэрофлот" сможет сократить затраты на обслуживание нескольких типов самолетов. Кроме того, небольшие борта можно загружать быстрее и отправлять в рейсы чаще, что позволит пассажирам выбирать удобное время полета или стыковки.

А ближнемагистральные 100-местные SSJ 100 могут помочь "Аэрофлоту" повысить рентабельность перевозок за счет оптимизации загрузки рейсов.

:: "Аэрофлот"

Несмотря на то что азиатский рынок для России в целом выглядит стабильным, необходимо помнить, что ситуация на рынке Европы куда более подвижна и непредсказуема. Следовательно, можно полагать, что если "Аэрофлот" и планирует в дальнейшем эксплуатировать в аэропорту другие типы ВС, то развитие хаба все же будет постепенным, поскольку запуск дальнемагистральных самолетов на новые маршруты может означать для компании большие расходы. Не секрет, что с появлением новых маршрутов перевозчик всегда рискует, т. к. выход на рентабельность занимает определенное время. В случае когда предстоит наладить сообщение с Европейским регионом, начинать с невысоких затрат куда более логично.

Кроме того, Емельяново расположен на расстоянии не более 5–6 тыс. км от ключевых городов Европы и Юго-Восточной Азии, что позволяет летать из Красноярска в том числе и на B-737. Следовательно, потребность в дальнемагистральных и среднемагистральных ВС может возникнуть со временем, когда будет расширена и налажена маршрутная сеть.

Что выиграет Емельяново от создания транспортного узла?

По итогам I квартала 2019 г. ключевым оператором воздушной гавани на рейсах ВВЛ стала именно авиакомпания "Аэрофлот", на международных воздушных линиях (МВЛ) наибольший пассажиропоток обеспечили рейсы авиакомпаний NordWind Airlines и Pegas Fly, но это в основном чартерные полеты. Таким образом, увеличение присутствия "Аэрофлота" в аэропорту может помочь воздушной гавани равномерно — всесезонно — загрузить МВЛ и увеличить пассажиропоток на внутренних линиях (ВВЛ).

Наиболее востребованными направлениями из аэропорта Емельяново на сегодняшний день являются перелеты в Москву, Новосибирск, Норильск, Игарку, Санкт-Петербург, Иркутск и Сочи. Среди маршрутов МВЛ лидируют курорты — Нячанг,  Анталья, Санья и Пхукет. Несмотря на то что количество рейсов в города Китая, по сообщениям аэропорта, увеличивается, направление по-прежнему является не до конца освоенным и имеет огромный потенциал.

Однако, со слов авиакомпании, сначала "Аэрофлот" откроет маршруты из Красноярска в Сочи, Игарку, Иркутск, Норильск, Омск и Екатеринбург. Сейчас лидерами на этих направлениях являются авиакомпании "Ямал" и "Россия". Прирост пассажиропотока на первом этапе работы транспортного узла, вероятно, произойдет за счет оптимизации рейсов, а также увеличения количества полетов по популярным направлениям.

"Развитие новой хабовой модели в Красноярске в сотрудничестве с крупнейшим российским авиаперевозчиком откроет новую страницу в истории развития аэропорта. Авиаузел получит стимул для дальнейшего развития, а жители края и гости — дополнительные возможности для путешествий и развития деловых связей", — отметил генеральный директор Международного аэропорта Красноярска Андрей Метцлер.

:: Аэропорт Красноярск

Обоюдная выгода

Создание авиационного узла в аэропорту Красноярска не только поможет перевозчику реализовать майские указы президента и увеличить количество рейсов в обход столицы, но и поможет национальной авиакомпании в борьбе с международными транзитными перевозчиками, что привлечет дополнительный пассажиропоток в аэропорт и будет способствовать росту туристических потоков в регион в целом.

Свои преимущества получат как операторы, так и пассажиры: маршрутная карта увеличится, а себестоимость полетов, напротив, снизится — туристам будут доступны удобные стыковочные рейсы.

КАРТОЧКА АЭРОПОРТА КРАСНОЯРСК

Расположение: Россия, Красноярский край, 27 км от г. Красноярска

Код IATA: KJA

Время работы: круглосуточно

Размеры ВПП: 3700 х 60 м

Максимальная взлетная масса ВС: без ограничений

Покрытие ВПП: армобетон, усиленный асфальтобетоном

Светосигнальное оборудование: введено в эксплуатацию в 2009 г., соответствует требованиям II категории ICAO

Пропускная способность ВПП: 12 взлетно-посадочных операций в час

Количество мест стоянок ВС: 63

Принимаемые типы ВС:

Ан-2, Ан-12, Ан-24, Ан-26, Ан-28, Ан-32, Ан-72, Ан-74, Ан-124 (124-100), Ан-140, Ан-148 и их модификации

Ил-18, Ил-62, Ил-76, Ил-86, Ил-96, Ил-114 и их модификации

Ту-134, Ту-154, Ту-204, Ту-214 и их модификации

Як-40, Як-42 и их модификации

Аirbus A310, Аirbus A319, Аirbus A320, Аirbus A321, Аirbus A330 и их модификации

Boeing 737, Boeing 747, Boeing 747-8F, Boeing 757, Boeing 767 , Boeing 777, Boeing 777F и их модификации

МD-11, МD-83 и их модификации

DC-10-30 и его модификации

ВАе-125-700, -125-800, -146 и их модификации

Superjet 100 (RRJ-95В) и его модификации

ATR 42/72 и их модификации

Embraer ERJ135, ERJ140, ERJ145, ERJ170, ERJ175, ERJ190, ERJ195 и их модификации

Dassault Falcon 900, -7X и их модификации

Fokker 100 и его модификации

Bombardier Global Express и его модификации

Bombardier CL-600 и его модификации

Bombardier CRJ100, 200 и их модификации

Bombardier DHC-6, -8 Q400 и их модификации

Pilatus PC-12 и его модификации

Beech-350, -400 и их модификации

Gulfstream IV, V и их модификации

Hawker 850, 900 и их модификации

Cessna 208B Grand Caravan, 172, 525А, 680, 1560XL и их модификации

L-410 и его модификации

Bombardier Challenger 300, 850, 870 и их модификации

Вертолеты всех типов

Количество пассажирских терминалов, пропускная способность: аэровокзальный комплекс (терминалы 1 и 2) с пропускной способностью 1300 пасс./ч на отправление, общая площадь более 58000 кв. м

Инфраструктура: ангарный комплекс для технического обслуживания и мойки ВС, в том числе отапливаемый ангар площадью 5100 кв. м, что позволяет обслуживать BC вплоть до типа MD-11, и неотапливаемый ангар площадью 5700 кв. м

Грузовой терминал, расположенный на территории 23000 кв. м, включающий складские и офисные помещения.

:: Аэропорт Красноярск

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Аэропорт Красноярск (Емельяново) был введен в эксплуатацию в октябре 1980 года.

1993 год

Аэропорт получил статус международного.

2005 год

Для обслуживания трансферных пассажиров и пассажиров международных рейсов в аэропорту был открыт терминал № 2.

2006 год

Завершились работы по замене покрытия взлетно-посадочной полосы на асфальтобетон с армированной полимерной сеткой.

2008 год

Открыт терминал прилета (терминал № 3) с пропускной способностью 500 чел./ч.

Произведена реконструкция светосигнального оборудования и установлена система огней высокой интенсивности — осевые огни и огни зоны приземления.

2012 год

Завершена сертификация по стандартам Part 145, позволяющая выполнять оперативные формы технического обслуживания для воздушных судов типа MD-11F, Airbus A319, Airbus A320, Airbus A321.

2014 год

Система менеджмента качества аэропорта была сертифицирована по стандарту ISO 9001:2008.

2015 год

Началось строительство нового пассажирского терминала аэропорта.

2016 год

Аэропорт вошел в перечень аэропортов федерального значения.

2017 год

Открыт новый пассажирский терминал.






Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Президент Туркмении провел заседание Совета безопасности в пустыне

Интервью с генеральным директором АО «НИИ Вектор» Сергеем Скорых

Делегация НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» встретилась с зарубежными партнерами в рамках авиасалона в Ле Бурже